ТЕМА «РУССКИХ СЕЗОНОВ» В ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКЕ ЗАВОДОВ ТЮРИНГИИ 1910-1920 ГГ Сегодня публикация посвящена отражению темы балета и танца в европейской фарфоровой пластике первых десятилетий XX в. Особой популярностью пользовались сюжеты и образы «Русских сезонов» (Ballets Russes), ставшие значительным явлением культуры 1910-1920-х гг. Фарфоровые фабрики Тюрингии активно использовали эту тему в своих произведениях. Для тюрингских статуэток характерен акцент на деталях костюма, выполненного в технологии кружевного фарфора. Это позволяло добиться максимального сходства костюма фарфоровых балерин и их исторических прототипов. Линейка статуэток, созданных по мотивам балетных постановок Дягилева, декорированная кружевным фарфором, была достаточно широкой, однако до сих пор этот пласт западноевропейской миниатюрной фарфоровой пластики практически почти не исследован. Сегодня пост посвящен Анне Павловой. Анна Павлова - одна из самых известных балерин не только прошедшего века. Имя ее навсегда вписано на страницы истории мирового балета. Павлова с ее зачаровывающими внешними данными - темными выразительными глазами, правильным овалом бледного лица, строгой гладкой прической, тонкой и гибкой фигурой, - сочетавшимися с ее фанатичной, почти на грани религиозного экстаза, преданностью танцу, служила для балерин эталоном для подражания на протяжении всего ХХ века. Признание ей принесли первые же выступления в дягилевских «Русских сезонах». Очень быстро волшебное искусство танца в исполнении балерины покорило сердца не только европейских зрителей, но и любителей и ценителей балета во всем мире. Павлова с вниманием относилась к своему сценическому образу и к закулисному имиджу: ухоженная, одетая с элегантным шиком, уравновешенная, она, говоря современным языком, была иконой стиля. Образ утонченной, эфирной, рафинированной примы Мариинского театра не только оказал влияние на балетное искусство, но и стал источником вдохновения для художников, фотографов, скульпторов. Одна из многочисленных фарфоровых скульптур, изображающих балерину, была выполнена на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1913 году по модели С. Судьбинина и представляла А. Павлову в партии Жизели Образ Анны Павловой - один из самых популярных и узнаваемых в фарфоровой скульптуре, посвященной теме балета. Модели заводов Тюрингии выполнены в соответствии с их собственным стилем, в обязательном порядке требующим наличия «летящего» в танце «кружевного» фарфора. Крайне интересно увлечение самой Анны Павловой процессом создания и моделировки фарфоровой скульптуры. На его волне в творческом союзе со скульптором Хьюго Майзелем родились фарфоровые автопортреты балерины, изготовленные в Тюрингии на мануфактуре Шварцбургер по ее гипсовым моделям. Анна Павлова брала уроки в скульптурной мастерской Хьюго Майзеля в Шварцбурге. Позже по этим гипсовым моделям скульптор выполнил формы для изготовления изящных фарфоровых статуэток. «В 1927 году знаменитая русская балерина Анна Павлова посещала Фолькштедт и своими руками создавала гипсовые фигурки с собственным изображением. По ним известный модельер того времени Хьюго Майзель изготовлял фарфоровые статуэтки», - рассказывает об этой, еще одной грани таланта великой балерины директор старейшей фарфоровой мануфактуры в Фолькштедте Вернер Вайерер «Изумительная по пластике и грациозности фарфоровая скульптура изображает Анну Павлову в танце "Стрекоза" ее собственной постановки на музыку Ф. Крейцлера из "Прекрасного розмарина"» Аналогичные фарфоровые композиции с Анной Павловой в качестве их главного действующего лица, выполненные по ее же гипсовым моделям на Фолькштедтской фарфоровой мануфактуре, хранятся в собрании музея Королевской школы балета в Лондоне. 1. Анна Павлова в сольной балетной вариации «Стрекоза». 1916 Фотография © The New York Public Library, 2019 2. Анна Павлова в роли Лизы в балете «Тщетная предосторожность». 1913 Фотография. Частное собрание, Москва 3. Анна Павлова в балете «Сильфида» Скульптурная композиция. Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG, Германия, Тюрингия. 1912–1945 Фарфор, кружевной фарфор; лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. Высота – 30,0. Частное собрание, Москва 4.Анна Павлова в роли Лизы в балете «Тщетная предосторожность». Скульптурная композиция из серии «Русские балеты». Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG, Германия, Тюрингия. 1912–1945 Фарфор, кружевной фарфор; лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. Высота – 27,0. Частное собрание, Москва 5.Анна Павлова в роли Китри в балете «Дон Кихот». Скульптурная композиция. Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG, Германия, Тюрингия. 1912–1945 Фарфор, кружевной фарфор; лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. Высота – 27,0. Частное собрание, Москва 6.Анна Павлова в роли Китри в балете «Дон Кихот». 1913 Фотография. Частное собрание, Санкт-Петербург 7. Анна Павлова в роли Китри в балете «Дон Кихот». Скульптурная композиция. Фарфоровая мануфактура Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG, Германия, Тюрингия. 1912–1945 Фарфор, кружевной фарфор; лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. Высота – 19,0. Частное собрание, Москва 8. Анна Павлова в позиции арабеск Модель Х. Майзеля по гипсовому оригиналу, выполненному А. Павловой в 1924 году. Германия, Тюрингия. Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst. 1927–1949 © Victoria and Albert Museum, London 9. Анна Павлова в соло «Стрекоза» Модель Х. Майзеля по гипсовому оригиналу, выполненному А. Павловой в 1927 году. Германия, Тюрингия. Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur. 1927–1949 © Victoria and Albert Museum, London